Saturday, August 25, 2012

Религия и символизм

Эта статья получилась, как неожиданно длинный комментарий к другой статье здесь - http://economicsdivestment.blogspot.com/2012/08/blog-post_498.html

В вопросе религии, к сожалению, представления большинства находятся, как правило, очень близко к двум крайностям.Одна - атеизм. Религия - опиум для народа. Церковь - политическая и экономическая организация, паразитирующая на вере. Бога нет. Все просто и понятно. И надо сказать, что на определенном уровне эта точка зрения обоснована и не далека от истины.
Вторая - слепая вера. Бог есть. Он прощает и наказывает. И есть дьявол, который обманывает и искушает. И, как бы сторонники второй точки зрения не отрицали этого, они обычно делают из бога и дьявола людей. Т.е. где-то там для них все это все равно сводится к детским понятиям о добром дедушке на облаке и злобном черте с трезубцем у сковородки.
Я могу ошибаться, но эти две точки зрения являются подавляющими по количеству их придерживающихся.
И вы, признавая все ваши незаурядные и порой весьма оригинальные аналитические выводы, похоже, весьма страдаете в стройности своих рассуждений от довольно сильной приверженности ко второму типу заблуждений.
При этом, вы неплохо разбираетесь в истории и наверняка отлично понимаете, что современная история - это в первую очередь идеология и мифология. История пишется теми, кто может и собирается извлекать из написанного выгоды. И вы знаете, что единственный способ найти крупицы правды в этом нагромождении мифов - это аналитическая работа - сравнение источников, поиск противоречий, анализ мотиваций. Но, похоже, у вас стоит табу на такой же подход к религии. Простите меня, если я ошибся в этих выводах.

Я не могу похвастаться выдающимися аналитическими способностями и знанием истории, но мне очевидно следующее:
В своем современном виде религия и ее священные тексты - это та же мифология и идеология, только на более высоком уровне. Ее тоже нужно тщательно анализировать.
Бога и дьявола не существует, как сущностей со своей волей и целями. Это идеальные сущности, идеи и принципы. И все священные тексты на самом деле говорят о них, как о идеях. Но т.к. они ориентированы в т.ч. на широкий круг слабо-образованных масс, они вынуждены оперировать и апеллировать к тем самым детским образам доброго дедушки и злого черта.
Но и для образованных кругов они оставляют достаточно информации, т.к. несмотря на некоторую простоту, имеют высочайший уровень символизма. Все, что в этих текстах есть, это символы тех идей и принципов, о которых эти тексты написаны на самом деле.
Символизм этот присутствует там, видимо, для того также, чтобы избежать прямых фальсификаций и сохранить смысл после неизбежных модификаций в угоду политическим и экономическим интересам переписывающих эти тексты церковных идеологов.
Поэтому, возвращаясь к вашей статье, ни Бог ни дьявол не искушают так, как это делали бы люди. Просто потому, что, еще раз, эти сущности не обладают волей. Люди же, которые могут принимать решения, сами искушаются теми или иными аспектами идей и принципов. Об этом говорят религии.
Так что правы атеисты. Бога в этом мире нет. И в то же время они не правы, т.к он появляется ровно в тот момент, когда появляется человек и осознает себя. В момент, когда у человека появляется разум и воля, и способность к абстрактному мышлению и речь. Да, в начале было слово.
Именно тогда, когда появилось слово, тогда и появляется добро и зло, свет и тьма. И именно с этого момента шансы энтропии начинают становиться существенно ниже единицы, т.к. слово и разум привносят в этот мир вектор, направленный к порядку.
Бог или дьявол - это части человека. Они в нас. В наших размышлениях о том, кто мы есть и каким мы хотим видеть этот мир. Они есть и во всем, что нас окружает, но только до той черты, до которой нам есть дело до окружения. По-моему именно так нужно читать тексты, когда там говорится, что Бог создал все и людей по своему образу и подобию. Вероятно это место в Библии было переписано, но внимательный взгляд позволяет выделить те смыслы, что были заложены изначально.
Я не призываю уничтожить таинство веры или веру, как таковую. Все эти вопросы глубоко иррациональны и мистичны (в хорошем смысле). Но как и везде и во всем, не позволяйте себе останавливаться перед какими-то барьерами или табу. Вера - это не что-то, что не познаваемо или не подлежит анализу. Это такой же признак человека разумного, как и интеллект.

No comments: